Category: путешествия

Category was added automatically. Read all entries about "путешествия".

Николо-Дворищенский собор в Новгороде.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

На юге в начале XII в. был выработан тип кубовидного храма с позакомарным завершением фасадов, он и был использован в Новгороде. Если Благовещенский храм известен нам только по плану западной его части, то Николо-Дворищенский собор позволяет судить в полной мере о степени принятия и переработки киевской традиции (Основные соотношения архитектурных форм исследуемых ниже соборов — Николо-Дворищенского, Георгиевского, Рождественского — были установлены К. Н. Афанасьевым. См.: Афанасьев К. Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961.).

Николо-Дворищенский собор ( 1113 г.) в основном соответствует киевскому образцу. Это четырехстолпный храм с нартексом, отделенным от основного помещения в нижнем ярусе и раскрытым в верхнем, на хорах. Три поднимающиеся на всю высоту основного объема апсиды, стены, завершенные идущими на одной высоте закомарами, расположение окон поясами, обходящими храм в двух уровнях под хорами и над хорами, сочетание поясов окон и поясов двууступчатых ниш аналогичны южному прототипу. И в то же время целое явно и значительно от него отлично.

Читать статью в Библиотеке Санкт-Петербургского Университета высоких технологий

Успенский собор Печерской лавры. Киев (1073-1077)

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Успенский собор Печерской лавры (1073 — 1077 гг.) явился самым грандиозным памятником архитектуры второй половины XI в. Диаметр его купола почти на метр превысил размер главы Киевской Софии. Отсюда общий характер форм — мощных, структурных, глубоко и сильно расчлененных. Хотя собор был разрушен в 1941 г., все же, благодаря кропотливым исследованиям Н. В. Холостенко, мы теперь знаем, что на его фасадах сложилась ставшая канонической система декорации из рядов нищ и окон, согласующаяся с основной конструктивной системой здания (Раппопорт П. А. Указ. соч., с. 23 — 25, № 33; Асеев Ю. С. Указ. соч., с. 78 — 92; Мовчан И. И. Указ. соч., с. 193-202.).

Первый ярус связей (выше фундамента) определяет высоту порталов и ниш по низу стен. Второй ярус связей заложен в пятах малых арок под хорами, его пересекают окна, поднимающиеся до пят сводов, несомых этими арками. Если в Михайловском соборе своды были коробовыми, их шелыги шли перпендикулярно боковым стенам и поэтому окна на последних поднимались почти до уровня пола хор, то здесь применение глухих куполов под хорами сделало неизбежным более низкое положение окон (как на западном фасаде Михайловского собора). Уровню хор на стенах храма соответствовал, вероятно, пояс меандра, как это предположил Ю. С. Асеев (Раппопорт П. А. Указ. соч., с. 24, рис. 4. ). Пояс меандра проходил и по верху апсид. Третий ярус связей проходил в уровне пола хор, четвертый — в пятах малых арок под сводами храма. Четвертый ярус, как и второй, пересекают окна.

Читать статью в Библиотеке Санкт-Петербургского Университета высоких технологий

Михайловский собор Выдубецкого монастыря в Киеве (1070-1088)

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции Михайловский собор Выдубецкого монастыря в Киеве (1070-1088).

В последние годы была уточнена история строительства памятника. Сначала выстроили сам храм, а затем к нему пристроили нартекс с лестничной башней в северной ячейке. Нартекс был пристроен так же, как лестничная башня и крещальня Спасо-Преображенского собора в Чернигове, — со своей примыкающей к храму стеной, независимо от стен самого храма. Это обстоятельство раскрывает понимание композиционной структуры соборов XI в. самими зодчими, для которых нартекс всегда являлся особой по своим функциям зоной храма. Разделяющие нартекс и наос стены никоим образом не являются здесь столбами, как и почти во всех остальных русских памятниках XI — XII вв.

Михайловский собор Выдубецкого монастыря надо определить как храм вписанного креста с нартексом; он имел сложную удлиненную алтарную часть. В константинопольских храмах XI-XII вв. алтарная часть всегда понижена, в черниговском Спасо-Преображенском соборе алтарь был; также обособлен от основной части здания некоторым понижением. Подобное же понижение, хотя как-то и исправлявшееся, существовало в Киевской Софии, некоторый аналог ему — боковые фасады Софии Новгородской. Можно предположить, что в Михайловском соборе и во всех близких ему постройках алтарные части также были понижены. Выше указывалось на соответствующую форму алтарной части в Софии Полоцкой. Устройство обособленной алтарной части в памятниках рубежа XII — XIII вв. (Смоленск) связано, в таком случае, с бытовавшей на Руси к этому времени уже два века традицией.

Читать статью в Библиотеке Санкт-Петербургского Университета высоких технологий

Софийский собор в Киеве

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции.

Новый этап развития зодчества Киевской Руси связан со строительством Ярослава Мудрого в Киеве в конце 30 — начале 50-х годов XI в. Определяющим памятником этого искусства стал Софийский собор в Киеве.

Прежде чем дать общую характеристику этого периода или перейти к самим постройкам, необходимо уточнить хронологические рамки нового строительства. Такая проблема возникла из-за противоречивых сообщений летописей и связанной с ними столетней дискуссии. В Лаврентьевской летописи под 1037 г. мы читаем: «Заложи Ярослав город великий, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь Святыя Софья, метрополью, и посемь церковь на Золотых воротах святыя Богородица благовещенье, посемь святаго Георгия монастырь и святыя Ирины». Однако Новгородская первая летопись сообщает нам о закладке града, Софийского собора, сооружении («постави») Золотых ворот под 1017 г. и об окончании града и Софийского собора — под 1037 г. Глубокому анализу всей исторической ситуации первой половины XI в. и, в связи с этим, датировке строительства Ярослава посвящена обширная статья А. Поппе, имеющая во многом итоговый характер (Рорре A. The Building of the Church of St. Sophia in Kiev.- Journal of Medieval History, 1981, 7, p. 15-66.).

Читать статью в Библиотеке Санкт-Петербургского Университета высоких технологий

Софийский собор в Полоцке

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции

Счастливая сохранность Софийских соборов Киева и Новгорода не находит, к сожалению, аналогии в Полоцке, где был воздвигнут третий Софийский собор середины XI в.

От него уцелели нижние части стен и столбов, лишь апсиды поднимаются на высоту около 11 метров. Он был подобен своим предшественникам в Киеве и Новгороде по основной композиционной идее — пяти-нефный, с обширными хорами, с двухэтажными аркадами в рукавах креста, многоглавый (Исследования последних лет впервые за многие годы дали научное направление изучению собора. См.: Булкин В. А., Раппопорт П. А., Штендер Г. М. Раскопки памятников архитектуры в Полоцке. — В кн.: Археологические открытия в 1976 году. М., 1977, с. 400-401 (далее — АО 1976); Они же. Раскопки памятников архитектуры в Полоцке. — Археологические открытия 1977 года. М., 1978, с. 410 — 411; Булкин Вл. А., Булкин Вас. А., Смирнов В. И., Ратнер И. Е. Работы в Полоцке. — В кн.: Археологические открытия 1978 года. М., 1979, с. 430-431; Булкин В. А. Работы на Верхнем Замке в Полоцке.-Археологические открытия 1979 года. М., 1980, с. 358-359. Долгое время западные апсиды собора считались первоначальными, но теперь выяснено, что они сооружены позже с использованием плинфы разрушающихся частей собора (АО 1976, с. 400).).

Техника его кладки значительно ближе Киеву, чем Новгороду, о такой же близости свидетельствует расчленение апсид двухступенчатыми нишами, отсутствующими в Новгороде.

Читать статью в Библиотеке Санкт-Петербургского Университета высоких технологий

Древнерусское зодчество: лестницы.

П. А. Раппопорт. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.)

Уже в первой монументальной постройке Киевской Руси — Десятинной церкви — должна была существовать лестница для подъема на хоры. К сожалению, ее следы не были обнаружены при раскопках. В киевском Софийском соборе имелись две лестничные башни, включенные в западную наружную галерею. В новгородском Софийском соборе ограничились одной такой башней. В полоцкой Софии не было галерей, и поэтому прямоугольная по наружным очертаниям башня примыкала сбоку к зданию собора, к западному членению его северного фасада..

Лестница церкви Знамения Богородицы в селе Дубровицы

Такое же положение занимали башни в двух новгородских храмах; церкви Благовещения на Городище и соборе Юрьева монастыря. В черниговском Спасском соборе башня тоже примыкала к западному членению северной стены, но имела снаружи не прямоугольную, а круглую форму. Так же была устроена лестничная башня в новгородском соборе Антониева монастыря. В соборе Выдубицкого монастыря и в церкви Спаса на Берестове башня была в значительной степени введена внутрь храма, в северное членение нартекса, и снаружи здания выступала лишь частично. Наконец, известны примеры, когда башня целиком встроена в северо-западное членение здания и снаружи вообще никак не выделена. Таковы башни в соборе киевского Михайловского Златоверхого монастыря, в Борисоглебском соборе Вышгорода и в киевской церкви Ирины. Аналогичное положение занимали башня в Михайловской церкви Переяславля. Таким образом, все памятники, имеющие лестницу, расположенную в специальной башне, относятся к XI-самому началу XII в. Других способов ее размещения в это время не применяли.

Читать статью в Библиотеке Санкт-Петербургского Университета высоких технологий

ГАЛАТЕЯ

06.11.2020

Горин Григорий

Формула любви

Где-то в глуши, в Смоленском уезде, среди холмистых полей, покрытых полосками хлебов и березовыми лесками, стояла старинная усадьба под названием Белый Ключ.

Центром усадьбы был большой каменный дом с колоннами, выходивший к реке и запущенному старому парку. На аллеях парка стояли выцветшие скамейки да несколько пожелтевших и основательно засиженных голубями скульптур в греческом стиле, что свидетельствовало о вкусах его прежних хозяев.

Теперь хозяевами имения были старенькая помещица Федосья Ивановна Федяшева и ее племянник Алексей Федяшев – молодой человек с печальными глазами. Печаль его происходила от мечтательности нрава и склонности к ипохондрии, распространенной среди молодых образованных людей того времени.

Дни свои он проводил в чтении книг и абстрактных рассуждениях. Вот и сейчас, сидя в гостиной с книгой, он вслух прочитал четверостишие:

Из стран Рождения река
По царству Жизни протекает,
Играет бегом челнока
И в Вечность исчезает…
– Каково сказано? – Алексей посмотрел на Федосью Ивановну, сидевшую напротив и с аппетитом уплетавшую лапшу.

Читать и смотреть в "Литературном обозрении"

Архитектурный словарь - С

САКРИСТИЯ (ср.-лат. sacristia, от sacrum — священный), в католических храмах Западной Европы — сокровищница, то же, что ризница в православных церквях.

САЛОН (франц. salon, итал. salone, от лат. salum — простор; ср. зал), большая, просторная комната для приема гостей (ср. отель). В Париже с 1737 г. большие художественные выставки членов Академии проводили в одном из залов Лувра — Квадратном салоне. В более широком значении — вообще помещение или художественная выставка.

САМЦОВАЯ КРОВЛЯ, см. щипец.

САНДРИК (итал. sandric, от лат. sanidis — доска, настил), небольшой профилированный карниз, “полочка” над оконным или дверным проемом. Призван отводить дождевую воду от проема, но в композиции здания имеет тектоническое значение, подчеркивая ритм чередующихся окон, дверей, простенков.

СВЕТЕЛКА (от свет, светлый), в русской архитектуре — небольшая светлая комната в верхней части дома. Светлицей называли парадную светлую комнату в хоромах, обычно на втором или третьем этаже (ср. антресоль; бельведер; горница; мансарда; мезонин; палаты; терем; хоры).

СВОД (греч. apsis — свод, дуга; ср. апсида; конха), криволинейное перекрытие вертикальных частей здания: стен, столбов, пилонов (ср. арка). Внутреннюю поверхность свода называют куполом. Своды бывают разных профилей: полуцилиндрические, коробовые (слегка уплощенные), параболические, крестовые (образуются пересечением двух цилиндрических сводов), сомкнутые (образуются падугами и зеркалом — плоскостью в верхней части), каркасные, или нервюрные (см. готический стиль).

Читать статью в Библиотеке Санкт-Петербургского Университета высоких технологий

Архитектурный словарь - П

ПАВИЛЬОН (франц. pavilion, от лат. papilio — “бабочка”, похожий на бабочку шатер), небольшая постройка, часть дворцово-паркового ансамбля (ср. бельведер; монплезир; монбижу; шале; шарбоньер; эрмитаж).

ПАВИМЕНТ, см. паркетри.

ПАГОДА (португ. pagoda, от санскр. bcha’gvat — священный; кит. bao-ta — “башня сокровищ”), в архитектуре Юго-Восточной Азии — ярусная башня. Вначале — дозорная вышка, затем культовое и мемориальное сооружение. Количество ярусов и кровель пагоды имеет символическое значение (ср. зиккурат).

ПАДУГА (от дуга), в интерьере здания — выкружка, скругленная поверхность между вертикальной плоскостью стены и горизонтальным плафоном (потолком). То же, что вут.

ПАЗУХА СВОДА — пространство между наружными поверхностями примыкающих друг к другу сводов либо между сводом и стеной.

ПАЛАТЫ (др.-рус. полата, через ср.-греч. palation, из лат. palatium — дворец), в древнерусской архитектуре — большое каменное здание. Деревянное здание именовали хоромами. В ином значении палати, или полати, — настил, помост, верхний полуэтаж (то же, что антресоль, мезонин), “верхняя церковь”, хоры в древнерусском храме.

ПАЛАЦЦО (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец), в итальянской архитектуре — дворец, городской особняк, частный дом. В Древнем Риме на Палатинском холме (Palatinum mons) строили свои дворцы императоры и патриции, что и послужило названием для городского дворца. Отсюда также — палас (франц. palais — дворцовый), палантин, палаты. В архитектуре Франции городской дворец именуют отель.

Читать статью в Библиотеке Санкт-Петербургского Университета высоких технологий

Архитектурный словарь - М

МЕАНДР (греч. μαίανδρος) — известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес).

МАВЗОЛЕЙ (греч. mausoleion), мемориальное сооружение, надгробие. Название по имени правителя Карии (Малая Азия) Мавсола (правил в 377 — 353 гг. до н. э.). Для его захоронения в г. Галикарнасе возвели грандиозное сооружение, одно из семи чудес света (не сохранилось).

МАЗАР (араб, mas’ar — место паломничества), в мусульманском искусстве — надгробие праведника, мемориальное сооружение.

МАКОВКА (от мак — растение с округлой зерновой коробочкой), навершие, глава, верхняя часть купола.

МАНСАРДА (франц. mansarde), чердачное помещение, используемое под жилье. Название от фамилии французского архитектора Франсуа Мансара (1598 — 1666), который строил по французской традиции дома с высокими кровлями и мансардными (в русском лексиконе — слуховыми) окнами.

Читать статью в Библиотеке Санкт-Петербургского Университета высоких технологий