
Новая серия льгот обсуждалась на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича 27 февраля, сообщает в среду "Коммерсант". Ключевое требование - ввести обратный акциз, то есть возвращать корпорациям средства, уплаченные бюджет, с с объемов нефти, которые идут на переработку.
Это позволит простимулировать российские НПЗ, доходность которых упала до нуля и ниже из-за налового маневра отрасли.
Наиболее радикальную позицию заняла "Роснефть", попросившая у бюджета налоговые льготы на беспрецедентные 145 млрд рублей, или 2,5 млрд долларов по текущему курсу. Свои предложения глава "Роснефти" Игорь Сечин изложил в письме президенту Владимиру Путину 8 февраля, и тот поручил правительству заняться их проработкой.
Согласно письму, поддержка нужна НПЗ "Роснефти" мощностью 85 млн тонн: это завод вблизи границы и внутри страны, которые, согласно письму Сечина, находятся в неравном положении.
Увязать введение стимулов он предложил с частичным переходом на налог на дополнительный доход (НДД) вместо текущего НДПИ. Реформа должна быть запущена на 35 пилотных проектах нефтекомпаний с 2019 года: НДД будет взиматься не с объемов добычи, а с дохода от продажи нефти за вычетом пошлины, сниженного НДПИ и расходов.
Аппетиты "Роснефти", впрочем, объяснимы: будучи крупнейшей нефтедобывающей компанией страны, на которую приходится почти половина всей извлекаемой на поверхности нефти, она единственная существует в режиме отрицательного денежного потока - поступления на счета не покрывают все расходы.
Согласно отчету по МСФО за 9 месяцев 2017 года, "Роснефть" получила 196 млрд рублей от операционной деятельности, тогда как инвестиции и капвложения "съели" в 4,5 раза больше - 904 млрд рублей.
"Денежная подушка" компании за январь-сентябрь сдулась в 3,5 раза - с 787 до 227 млрд рублей, а средняя скорость, с которой "таяли" резервы превысил 2 млрд рублей в день.
Общий долг достиг исторического рекорда в 3,854 трлн рублей, из которых 2,2 трлн, или 40 млрд долларов, - краткосрочный долг, гасить или рефинансировать который нужно в ближайший год.
После введения санкций Запада финансирование крупнейшей нефтяной компании РФ фактически было возложено на печатный станок ЦБ. "Роснефть стала проводить сделки РЕПО, в рамках которых российские банки покупают ее облигации и сразу же несут их в центробанк, закладывая и получая под них кредиты, указывает международное рейтинговое агентство S&P.
С учетом статуса "Роснефти" как "одной из наиболее важных организаций, связанных с государством" компания "по-прежнему будет получать текущую и при необходимости экстраординарную финансовую поддержку", в том числе для рефинансирования долговых обязательств, считает агенство, добавляя, впрочем, что "до настоящего времени правительству РФ не удалось выработать долгосрочное решение, которое позволило бы снизить риск рефинансирования для компании". Источник