al3101961 (al3101961) wrote in tehnar_ru,
al3101961
al3101961
tehnar_ru

Покровский С.Г. — Сотворение человека

Неолитическая революция.

Несколько тысяч лет назад произошло событие, которое историки называют неолитической революцией.

Человек, который до этого был потребителем того, что окружающая природа производила сама по себе, — превратился в земледельца и скотовода.

Перешел к воспроизводящему образу жизни. Но на этом осмысление неолитической революции и заканчивается. Человек, дескать, всегда стремился взять от природы побольше, но был ограничен в возможностях. А тут перед ним разлеглась скатерть-самобранка. Это взгляд человека экономического. Взгляд марксизма, в конце концов, — совершенно четко высказанный в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс видит в неолитической революции условие возникновения частной собственности и появления возможности накопления богатства в частных руках. Не более того.

Между тем крупнейший и древнейший центр неолитической экономики — трипольская культура — совершенно не свидетельствует о возникновении именно частной собственности. Люди трипольской культуры категорически не расслаиваются имущественно. Они живут большими поселениями равных людей, причем даже оборонительные валы вокруг поселений у них возникают только на позднем этапе существования культуры. И живут они так не поколение- другое, а тысячелетиями. При этом совершенствуя возникшую у них металлообработку, совершенствуя гончарные навыки, художественное искусство. Живут, занимаясь творчеством. Живут, тысячелетиями расширенно воспроизводя в детях свою способность к творчеству, но не к накоплению богатств. По образу и подобию Божьему — как творцы.

Читать статью в "Литературном обозрении"

b43a6c15492091269e6a61cc627f96c1(1)

Tags: Литературное обозрение, Познание, Слова, слова, слова…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments